ЗАЧЕМ НА КЛАДБИЩЕ ЯЙЦА?

Встречаем Пасху, избавляясь от стереотипов

Пасха в России уверенно входит в тройку самых любимых «народных» праздников — по популярности, как свидетельствует статистика, с ней могут сравниться лишь Новый год и… личный день рождения. Вместе с тем Пасха как никакое иное торжество окутана колоссальным количеством мифов и таинственных предубеждений — причем совершенно нелепых и даже опасных с богословской точки зрения. Сегодня мы попытаемся развеять лишь некоторые из ошибочных воззрений на саму суть Великого праздника и на ряд его внешних деталей.

Согласно одному из опросов, в сам день Пасхи около 25% жителей России непременно посетят кладбище, а почти 40% пойдут в гости. При этом благочестиво провести ночь с субботы на воскресенье в храме (присутствуя, соответственно, на полунощнице и пасхальной заутрене, пройдя крестный ход, а затем отстояв Часы Пасхи и первую Литургию) выразили желание чуть более 8% опрошенных.

Для подавляющего большинства россиян Пасха — всего-навсего некая «красивая» культурно-историческая традиция, сопряженная с определенными «приятными» приготовлениями вроде покраски яиц и покупки/приготовлением куличей. А об истинном глубинном смысле праздника, установленного в честь освобождения человечества от рабства греха посредством смерти и воскресения Богочеловека Иисуса Христа, задумываются, чего греха таить, немногие от общего числа с размахом «отмечающих» Пасху. 

Глубокие христианские догматы — отдельный разговор. А вот простой вопрос: стоит ли идти в это день на кладбище? Ответ однозначный — нет! Праздник Воскресения Христова — торжество жизни над смертью, а посему как минимум всю Пасхальную седмицу (неделю) человеку надлежит искренне радоваться и восхвалять Господа, избавившего нас от безраздельной власти ада, а не «опускать» ум свой и чувства к земле и уже тем более не скорбеть об усопших. Более того, в храмах в эти дни вообще не ведется заупокойных богослужений, нет панихид… Да, в стародавние времена на Руси люди приходили на погост, где непременно стоял кладбищенский храм, и вместе со священником служили заупокойную литию на могиле — но отнюдь не на Пасху!

И следует запомнить: поминать усопших надо в установленные для этого церковью дни (можно поинтересоваться, что такое родительские субботы и т.д.) — причем не стаканом водки, а теплой молитвой — и не на могиле, в доме. Устраивать же на кладбище неблагочестивые «тризны», часто перерастающие в пьяный разгул, — банальная языческая традиция, не имеющая ничего общего с христианством. 

«Ну мы не пить, а только яичко и куличик покрошить» — скажет иной «православный» и будет опять-таки неправ. Во-первых, повторимся, Пасха — это день, когда возносят хвалы воскресшему Богу, проводят немало времени в храме, а не воздвигают на могилах совершенно бесполезные для душ усопших композиции из пластмассовых цветов. А во-вторых, яйца, куличи и конфеты превращают места погребений в «точки притяжения» для ворон, бродячих собак и асоциальных элементов, что, согласитесь, создает совсем не благодатную картину.

Напрочь упуская суть Великого поста и торжественного дня Пасхи, «праздника праздников», люди готовы, однако, с большим энтузиазмом решать чисто внешние проблемы — когда и в какой цвет нужно красить яйца, как правильно убираться в доме, и так далее. Но все это — нюансы из области магических ритуалов и народной мифологии, а по большому счету, подмена понятий.

И все же немного о цвете пасхальных яиц. Согласно церковному преданию, когда Мария Магдалина поведала императору Тиберию о Воскресении Иисуса Христа, он воскликнул «это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным!»  После чего яйцо, которое Тиберий держал как раз в руке, на глазах присутствующих окрасилось именно в красный цвет. Он и стал на много веков символическим цветом Пасхи. Однако, согласно мнению церкви, покрасить яйца не возбраняется в абсолютно любой оттенок цветового спектра!

Подводя итог, стоит лишний раз подчеркнуть: не надо полностью заменять содержание формой, то есть, увлекаться внешними сторонами христианской доктрины, мелкими деталями, совершенно забывая о собственно основах спасительного вероучения и даже сознательно отвергая их. Для начала неплохо было бы открыть Евангелие, творения святых отцов церкви — и прочитать хотя бы несколько страниц. Даже это не пройдет даром. Тем более, что последние дни Великого поста для этого — самое время! В конце концов, известная позиция «не читал, но осуждаю» для образованного, культурного человека абсолютно беспомощна и неприемлема, не так ли?

Также отметим, что в субботу, 27 апреля, в библиотеке 155 (Гурьевский проезд 15, к.2) состоится встреча, посвященная традиции, блюдам и поверьям праздника Пасхи, а также мастер-класс «Пасхальный подарок».

Поделиться